Как большие мышцы помогают маленьким! Шушпанов А.Н.

13 Августа 2019 Как большие мышцы помогают маленьким! Шушпанов А.Н.

Человек сначала подчиняет себе крупные мышцы, а потом мелкие. Ребенок сначала научится сидеть, стоять, ходить, трясти погремушкой – и только потом, скажем, правильно держать карандаш. И еще позже он овладеет высоким искусством обводки и раскрашивания, не выходя за пределы рисунка.

Мышцы губ и языка относятся к мелким. Чем более мелкие и точные движения нужно совершать, тем позднее наступает овладение ими. Не случайно «мама» и «папа» называются именно так: [а], [м], [п] – одни из наиболее ранних звуков, участие языка тут минимально. Поэтому же [р] – как правило, самый последний из возникающих в детской речи звуков, для него требуются наиболее точные ритмичные движения самым кончиком языка. А в целом ряде иностранных языков такого «дрожащего» звука, как в русском, и вовсе нет. Нет звука – нет проблем с его произношением.

Дети, особенно с теми или иными задержками в развитии, еще плохо контролируют свои мелкие движения: страдают не только артикуляция, но и почерк, если говорить о младших школьниках. В книгах по логопедии описано множество способов объяснить маленькому ребенку простыми словами, как нужно держать язычок. Нередко используются различные сказочные ситуации и воображение вроде «сдуй комарика с пальчика». Но и это срабатывает не всегда. Кроме того, дети стараются сделать не как правильно, а как им удобно.

Автор этой статьи в ходе практики самостоятельно вывел решение, не найдя его в книгах. При этом он не исключает, что подобный способ давным-давно уже кем-то описан.

Суть проста: чтобы помочь ребенку овладеть мелким движением, нужно соединить его с одним или несколькими крупными движениями мышц, аналогичными по направлению. Для лучшей мотивации ребенка это можно усилить, предоставив ему что-то в качестве «мишени».

Как это выглядит на практике?

Чтобы произнести звук [л], язык должен оттолкнуться от верхних резцов. Дети часто не успевают достать им до зубов (да и не все взрослые научились), и у них получается нечто вроде «У!» Что мы делаем? После показа, как должен двигаться язык, если все же не получается, мы встаем к стене. Упираемся ладонями в стенку и отталкиваемся, произнося «Л! Л!» или слоги «ЛА-ЛО-ЛУ…» Язык толкает верхние зубы, руки – стену. Звук проходит через все тело.Также можно отбивать ладонями мяч, как в волейболе, с тем же громким «Л!». Еще один вариант – берется мягкая поролоновая или пластмассовая буковка Л и набивается ладонями, как мячик. Один отбив – одно «Л!» или «Ла!», а получается серия.

Звук [р] – это, упрощенно, множественные удары кончиком языка по твердому небу. Обычная ситуация: ребенок пытается произносить «Р!» более крупной,корневой частью языка, и выходит что-то похожее на звук полоскания горла. А что, если не сразу учиться «вибрировать» языком, а хотя бы 1-2 раза правильно стукнуть кончиком как надо? Кладем на ладонь букву Р из магнитной азбуки. Объявляем игру: нужно схватить букву, не позволив зажать ее в кулаке, и одновременно коротко рыкнуть: «Р!» Никаких раскатов, один короткий выстрел языком. Итак, кто быстрее? Ребенок азартно начинает охоту за буквой, выбрасывает вперед руку – и язык тянется за рукой, а звук [р] по инерции катится от корня к самому кончику языка.

Эксперименты показали, что так же можно тренировать и другие звуки. Заодно это помогает активизировать внимание ребенка.

Более подробно о применении таких эффектов уже в сфере взрослой психологии можно прочесть в книге автора этой статьи «гДЕ мотивация?! Волевые основы творческого труда»: https://livrezonpublisher.com/shop/product/gde-motivatsia-volevie-osnovi-tvorcheskogo-truda

Оставить заявку

Мы перезвоним Вам!