Дефектолог

– специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка как: задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д.

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающим — определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.

Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Как строится работа дефектолога:

В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.

  1. Начальный этап — всестороннее обследование развития высших психических функций. Оно направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции. Особое внимание уделяется анализу речевого развития ребенка, установлению его уровня, выявлению возможных нарушений звукопроизношения, построения логико-грамматических конструкций, фразовой речи.
  2. Составление перспективного плана индивидуальной работы с ребенком. В нем содержатся основные направления работы, которую будет осуществлять дефектолог с данным ребенком, а также ставятся такие задачи, решение которых не только обеспечивает формирование конкретных умений и навыков, но и позволяет воспитать положительные личностные качества, способствует коррекции отклонений в поведении.
  3. Индивидуальные занятия. Они могут иметь различную направленность – развивать интеллект, формировать определённые навыки поведения, усвоения материала, усидчивость, умение преодолевать трудности в обучении, планировать выполнение домашних заданий и осуществлять их самостоятельно без помощи взрослых.

Работа дефектолога включает консультирование родителей.