Детская психотерапия

Многие психологи акцентируют внимание на том, что любые психологические проблемы взрослого начинаются еще в детстве. Это действительно так, хоть человечек еще и маленький, но уже мир он воспринимает куда более глубоко и эмоционально, чем остальные. Именно поэтому так важно быть внимательным к своим чадам, замечать любые изменения в его поведении и принимать соответствующие меры, если что-то пошло не так.
Что такое психологические расстройства и откуда они берутся?
В мире было проведено уже множество исследований на тему психических нарушений, оказалось, что каждый 5-7ой ребенок сталкивается с ними. Это зависит от многих факторов в особенности от пола, этнического происхождения, места проживания, возраста и других.
Наиболее распространенные расстройства: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое или кондуктивное, оппозиционное (негативизм, провокация, непослушание) расстройства, состояние чрезвычайной тревожности, страх расставания с близкими, депрессия, проблемы в обучении (задержка развития, аутизм, необучаемость и прочие). Также сюда можно отнести сильные эмоциональные потрясения: развод родителей, пренебрежение ребенка родителями, жертвы сексуального насилия. Перечисленные нарушения можно выявить с помощью наблюдения, тестов, специализированных интервью.
Когда у ребенка обнаружилась оределенная проблема, тогда и нужна психотерапия — профессиональное вмешательство для разрешения или редупреждения психологического расстройства.
Когда что-то тревожит взрослого, он знает куда нужно обратиться и что делать со своим состоянием, но дети не могут правильно выразить мысли о своей помехе. По этой причине важно быть внимательным к детям, не допуская серьезных нарушений в развитии на фоне расстройств.
Виды психотерапии
Детская психотерапия предполагает установление межличностного контакта, достижение доверительного отношения и вербального общения с ребенком. Помимо этого лечение происходит в рамках теоретического подхода, выбранного специалистом в зависимости от ситуации. В процессе все внимание психотерапевта занимает наблюдение за эмоциями подопечного, его мыслями и действиями на протяжении сеанса. В работе используются игры, ролевые игры, беседы, метод поощрения, сравнение положительных и отрицательных примеров поведения, а также такие вспомогательные средства как настольные игры, учебные пособия и игрушки.
Рассмотрим различные виды психотерапии:
Психодинамическая терапия направлена на разреше,ние бессознательных конфликтов. Акцент на игры, с помощью которых специалист выводит малыша на открытие внутреннего конфликта. С помощью рисования, создания различных историй психолог проникает в мир ребенка и направляет его на правильное резрешение проблем.
Поведенческая ставит цель найти и научить адаптивным способам поведения. В роцессе данного вида психотерапии специалист пытается привить новые навыки, снять депрессия, помочь взаимодействию с миром. Психотерапевт поддерживает обратную связь, активно использует ролевые игры и метод поощрения.
Когнитивно-поведенческий подход очень схож с предыдущим, но помимо привития адаптивного поведения смотрит на то, как именно ребенок воспринимает информацию и осмысляет ее.
Семейная психотерапия может использовать любой из выше перечисленных методов. Лечение в данном случае предполагает взаимодействие со всеми членами семьи. Здесь ищется причина дезадаптации ребенка в социуме, а сам малыш рассматривается как продукт всех взаимоотношений в семье.
Особенности процесса лечения
Посещение ребенком психотерапевта — это еще пол дела. Залог хорошего результата — это активность и вовлеченность малыша в занятие.
Характер занятия зависит от характера возникшего нарушения. В этом случае индивидуальная терапия прививает новые поведенческие навыки, а изменение домашней среды достигается за счет работы со всей семьей. В другой ситуации ребенку могут назначить еженедельные индивидуальные психотерапевтические сеансы, а иногда бывает достаточно участия в специальных школьных программах.
Время проведения психотерапии зависит от состояния малыша и выбранного метода лечения специалистом. Например, поведенческая или когнитивно-поведенческая психотерапия занимает несколько месяцев, тогда как психодинамическая терапия длится дольше, зачастую несколько лет. Различные исследования подтверждают эффективность как поведенческой психотерапии, так и ее сочетания с психотерапией когнитивной направленности.
Когда же нужна психотерапия? Правил жестких нет, ведь происходит и так, что не ярко выраженные отклонения проходят с возрастом, а иногда нет. Решение о том, нужна ли ребенку психотерапевтическая помощь, обычно принимается совместно – родителями, психотерапевтом и ребенком. Когда какие-либо факты узнаются из таких источников, как школа или другие члены семьи, учителей и родственников тоже стоит привлечь к обсуждению этого вопроса. Иногда именно неумение родителей обращаться с ребенком, их личные психологические проблемы или проблемы семейных отношений приводят к возникновению у ребенка серьезных трудностей. Обращение к различным источникам информации помогает определить, требуется ли лечение, и выбрать правильный психотерапевтический подход.

ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ