Новости и рекомендации

Нейропсихолог: кто такой и зачем нужен?

«Умный, но рассеянный», «всё знает, но делает глупые ошибки», «витает в облаках», «мог бы учиться отлично, но что-то мешает» – обычно говорят о таких детях воспитатели и учителя.
«Не может заниматься одним делом», «не усадишь за спокойное занятие», «умный, но там, где дело не касается учебы», – вторят им родители.
Именно таким детям помогает специалист нейропсихолог. Он проводит диагностику и коррекционные занятия, помогает преодолеть трудности в овладении письмом, чтением, счетом.

Что такое нейропсихологическая диагностика и зачем она нужна?

Нейропсихологическая диагностика – метод безаппаратурный и безвредный, не медицинский, а психологический. В его основе лежат нейропсихологические пробы, созданные основоположником нейропсихологии ученым А.Р. Лурия и адаптированные для детского возраста.

По результатам обследования делается четкое заключение о состоянии высших психических функций (ВПФ) ребенка: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими успешность обучения ребенка. Диагностика проводится в присутствии родителей. По итогам обследования специалист составляет программу коррекционной работы, отталкиваясь от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Что такое нейропсихологическая коррекция и из чего она состоит?

Нейропсихологическая коррекция – это один из методов работы с детьми, направленный на развитие тех функций, которые еще не сформировались. Коррекция состоит из набора двигательных и когнитивных упражнений, которые способствуют формированию функций самоконтроля, двигательных функций, пространственных представлений, повышению уровня работоспособности, развитию внимания, памяти, речи, мышления, воображения и многих других функций ребенка, составляющих базу успешного обучения.

Когда ребенку нужна нейропсихологическая коррекция?

  • При снижении общей работоспособности, повышенной утомляемости, рассеянности.
  • При нарушении мыслительной деятельности.
  • При недостатках в речевом развитии.
  • При снижении функции внимания и памяти.
  • При несформированности пространственных представлений.
  • При недостаточности саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

В чём разница между нейропсихологом и общим психологом?

Нейропсихолог диагностирует и корректирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребенка. Общий психолог работает с эмоционально-личностными проблемами. Например, когда у ребенка нет контакта со сверстниками или родителями, наблюдаются страхи, страдает поведение.

С детьми какого возраста работают нейропсихологи?

Чаще всего родители приходят к нейропсихологу, когда у ребенка начинаются первые школьные неудачи. Но чтобы предотвратить проблемы, лучше показать малыша нейропсихологу до поступления в школу – такие специалисты начинают работать с детьми двух-трехлетнего возраста.

Что должны знать родители, обратившиеся за помощью к нейропсихологу?

  1.  Первый коррекционный курс чаще всего состоит из 20 занятий (2 раза в неделю) с обязательным выполнением домашних заданий и рекомендаций специалиста. Каждое занятие продолжительностью 1 час. Ослабленным или маленьким детям может быть рекомендован начальный курс из 15 занятий, продолжительностью 40–60 минут 2 раза в неделю.
  2.  На первом занятии обязательно присутствие мамы или другого взрослого, который в течение всего коррекционного курса будет выполнять с ребенком домашние задания и рекомендации специалиста.
  3.  Параллельно с курсом занятий большинству детей показан курс массажа. При необходимости нейропсихолог передает неврологу, ведущему ребенка, специальное письмо с просьбой отследить противопоказания и направить ребенка на курс массажа.
  4.  В течение первой половины курса коррекционных занятий возможен некоторый регресс: появление или усугубление ошибок, ухудшение поведения. Эти проявления исчезают в процессе дальнейших коррекционных занятий.
  5.  Первые результаты коррекционных занятий чаще всего видны уже после 7-10 занятий.

Консультируют: Жукова Марина Леонидовна, клинический психолог, нейропсихолог, семейный терапевт; Домашкина Наталья Владимировна, нейропсихолог; Рябенкова Светлана Ивановна, детский психолог, нейропсихолог; Малютина Нелли Николаевна, логопед-дефектолог;
Сизова Лариса Васильевна, логопед-дефектолог.
Психолого-логопедический центр «Развитие»

по материалам Центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия, г. Москва