Развитие речи

D7S_7178

Умение обдуманно говорить — наше человеческое отличие от всех остальных живых существ на планете. Учимся мы этому мастерству всю жизнь, а начинаем практиковаться уже в раннем детстве. Речь — один из сложнейших навыков, поэтому бывают сбои, которые следует сразу замечать и предотвращать.

Как заметить отставание речевого развития у ребенка?

В год ребенок должен понимать около двухсот слов повседневной реальности, а уметь произносить десять. На элементарные просьбы, например, «подойди ко мне», реагировать и понимать смысл обращенных к малышу фраз.
К двум годам словарный запас увеличен примерно в 5 раз, а чадо строит простые предложения. Через пол года человечек должен знать 200-300 слов, задавать вопросы «где?», «куда?» и отвечать на них, произносить все звуки кроме шипящих, «р» и «л». Также ребенок начинает вставлять в свою речь прилагательные.
В 3 года маленький человечек уже повествует короткие рассказы, где четко прослеживается мысль, действия все описываются малышом подробно с наречиями, местоимениями. Речь в этом возрасте уже изменяется по родам, числам, падежам и склонениям, если формы иногда путаются, это не страшно, главное — изменение присутствует и понимается ребенком.
Чтобы определить есть ли отклонения в развитии речи без помощи специалиста, можно попросить любого взрослого пообщаться немного с Вашим чадом. Если в ходе беседы понятно больше половины фраз, значит, все хорошо.
Конечно, все родители разные: кто-то чересчур беспокоится, а кто-то даже не обращает внимания на нюансы развития малыша. Вот следующие ориентиры, которые помогут определить наличие отклонений в речи:
— Отсутствие эмоциональной реакции на жесты, интонации в голосе, появление близких людей рядом в 4 месяца.
— Малыш не лепечет, не произносит повторяющиеся слоги в 8-9 месяцев, а в 1 год является очень тихим и малоразговаривающим.
— Если в 1,5 года ребенок не произносит простые слова, например «мама», «папа». Не понимает речь окружающих, не реагирует на простые просьбы, например, «дай руку», «иди ко мне». Также проблемы с сосанием и/или с жеванием являются поводом для беспокойства.
— Активный словарный запас меньше 20 слов, ребенок по просьбе показать или принести знакомый предмет не может выполнить требуемое, не умеет составлять легкие фразы из двух слов.
— Если в 3 года у малыша сильное беспричинное слюноотделение, всегда приоткрыт рот; ребенок разговаривает или слишком быстро, или слишком растягивает слова; говорит не собственными фразами, например, из мультфильма; повторяет зеркально фразы взрослых в любых ситуациях; во время разговора малыша с трудом понимают даже близкие.
Важно помнить, что у каждого есть еще и особенности развития, поэтому погрешности на 2-4 месяца могут присутствовать у каждого ребенка. Также речью можно считать любые придуманные чадом слова, которыми он пользуется постоянно, называя предмет из окружения или какое-либо явление.

ЗРР И ЗПРР: в чем разница?

Задержка речевого развития (ЗРР) отличается тем, что ребенок все понимает, развивается нормально, но плохо говорит или говорит мало.
Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) описывает проблемы, затрагивающие умственное и эмоциональное состояния малыша.
Оба заболевания не являются самостоятельными, они вытекают из чего-либо. Специалисты ссылаются на условия внутриутробного развития чада, на протекание родов, а также различные генетические предрасположенности. Так или иначе и ЗРР и ЗПРР затрагивают головной мозг, работу центральной нервной системы.
Причиной отставания могут быть сложные болезни в раннем детстве, черепно-мозговые травмы, частые падения, снижение слуха. Также доказано, что при неблагоприятных биологических или социальных факторах малыш может иметь отклонения при развитии речи. Оказывается, что в момент роста у ребенка наиболее уязвимы именно те участки мозга, которые находятся в активности и претерпевают изменения. Чаще всего большое воздействие на нарушения у деток оказывают родители с психическими аномалиями или мамы и папы, которые чрезмерно употребляют алкоголь, постоянно кричат и ругаются.
Задержка речевого развития свойственна детям с гиперактивностью, синдромом Дауна, ранним аутизмом, ДЦП.

К кому обратиться с задержкой речи?

В возрасте 4-5 лет малышу осваивать звуки, слова и в целом речь помогает логопед, но важно помнить, что обращаться с задержкой в речевом развитии лучше раньше. Минимальный возраст 1,5 года, это поможет добиться большего эффекта от занятий и стабилизировать темп психологического роста.
Прежде всего нужно пройти детальную диагностику у детского психолога, нейропсихолога для выявления причин заболевания. Сначала идет оценка слуха, а затем деток проверяют по следующим тестам: денверский тест психомоторного развития, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли для оценки развития грудных детей.
Затем проверяется наличие моторной апраксии лица, которое сказывается на затруднении кормления и повторении движений языком. Узнают как ребенок понимает и воспроизводит речь, сравниваются эти два процесса, смотрят на стимуляцию речевого развития в окружении малыша.

Методы коррекции речи

Методов лечения, конечно, немало, основными из них являются медикаментозный и комплекс занятий с психологом, дефектологом.
В первом варианте нужно обращаться к психиатру или неврологу, но без второго варианта эффект будет незначительный. Основная задача педагога-дефектолога заключается в том, что он повышает уровень психического развития малыша в интеллектуальном, эмоциональном и социальном планах. Все занятия проводятся, как правило, в индивидуальном порядке наглядными, практическими, техническими средствами. Это обеспечивает эффективную коррекцию негативных тенденций развития, предупреждает вторичное обострение заболевания. Также дефектолог помогает родным ребенка выбрать ежедневные, ежечасные занятия с чадом, так как активность родителей сделает помощь более результативной.
Любые занятия должны быть систематизированы, в этом поможет специалист, подскажет как лучше построить посещения по частоте и длительности. Не стоит тянуть с моментом обращения к детскому психологу при подозрении ЗРР, ЗПРР, лучше пройти диагностику раньше и предупредить появление сложностей в развитии интеллекта и речи малыша.

 

Оставить заявку